Attention! Intruders distribute Trojan via e-mail

Computer Emergency Response Team - KZ-CERT warns of intruders sending emails containing links to malicious software.

Since September 2015, Internet users began to receive e-mail messages allegedly sent by the legal entity, which has a tax audit. The letters have the heading "Documents":

«Здравствуйте!
В нашей компании налоговая проверка. У нас с Вами нет одного договора и счeт-фaктуры.
Огромнейшая просьба подписать, отсканировать и выслать нам сегодня. Архив прикреплен

Ссылка для скачивания файлов: (malicious links are given) Файлы будут храниться до 24.10.2015».

By following the link, user automatically downloads the malicious file that has a “Word” icon to confuse the user about the true content of the file.

The attackers use scr file extension since the users often consider it as not dangerous. Besides, the automatic control systems (for example, downloads control on a proxy server, etc.) not always control this extension (unlike .exe and .com).

Many products detect object named Cryakl (Cryakl) - one of the up-to-date Trojan cryptographers.

This malware is very dangerous since for now in many cases the decryption of encrypted by Trojan data is impossible.

A list of file extensions that are subject to encryption by the malware:

113, 1cd, 3gp, 7z, accdb, arj, asm, bak, cdr, cer, cpt, csv, db3, dbf, doc, docx, dt, dwg, fbf, fbk, fbw, fbx, fdb, gbk, gho, gzip, jpeg, jpg, key, keystore, ldf, m2v, m3d, max, mdb, nbd, nrw, nx1, odb, odc, odp, ods, ods, odt, old, orf, p12, pdf, pef, ppsx, ppt, pptm, pptx, pst, ptx, pwm, pz3, qic, r3d, rar, raw, rtf, rwl, rx2, sbs, sn1, sna, spf, sr2, srf, srw, tbl, tib, tis, txt, wab, wps, wps, x3f, xls, xlsb, xlsk, xlsm, xlsx, zip.

This sample encrypts files of office applications (such as Microsoft Office and OpenOffice), archives, images, database files, cryptographic keys, the files of 1C:Enterprise and others.

Please be careful and not click on links within emails from unknown sources.

If you accidentally have executed the file, try as quickly as possible to terminate the process mail.exe via Task Manager (by pressing Ctrl + Alt + Del). If you do it fast enough, you can reduce the number of encrypted files.

After that (without restarting the computer, since the malware starts automatically after reboot), you need to install an anti-virus scan utility on your computer, which is installed without rebooting (e.g., Kaspersky Virus Removal Tool, or Dr.Web CureIt!) and check your computer.

If you unable to perform complex technical operations on the computer - after termination of mail.exe process, without shutting down and restarting your computer address this problem to technical experts.

General tips on protecting data against cryptographers:

Be sure to use an antivirus software with updated database of signatures.

At present day, in the world there is more than 300 thousand new malicious objects. So, if your databases are obsolete for one week - then your antivirus software is unable to detect more than two million malicious objects (except those that it will be able to determine based on their behavior).

You should have a current backup of your data – in particular, documents, critical databases and information systems (e.g., 1C: Enterprise, etc.).

These copies should be stored separately from active system on removable drive, or on another machine, which has no access rights to record from the host (so the malware unable to encrypt data on a network media, or plugged-in removable drive).

The frequency of backup should be chosen according to the frequency of data changes and their value (for example, the backup frequency of files of 1C: Enterprise should be not less than one day).

You should not open (at least, on a computer that has access to real operational data) files, received by mail (or downloaded from the Internet) from untrusted sources.

Even if you trust the sender, unusual letter (having unexpected topic that was not discussed earlier, not typical for the sender) should alert you (it is possible that account of your colleague was hacked and a malicious object has been sent on his name).

Especially dangerous letters, requiring urgent action (rush, coordinate, test), if they are received from unknown senders or with inappropriate context, e.g. no one told you of need for urgent action by telephone or other means other than e-mail and you get a letter with such requirements.

If you are working with very important data, and cannot ignore such letters (for example, you are processing incoming mail), in order to work with letters, you should use a separate computer that is not connected to the production network.

Recommendations for technical stuff serving the computers:

Configure proxy server of your Company to disable access to website http://localstrip.com

In important computers set up the security technologies based on the principle of default deny (default deny) - this technology is implemented in a large number of anti-virus products.

Every manufacturer of anti-virus tools can call this technology in different ways, if you cannot find in user kit (or administrator kit) information on setting up the feature – you should address this issue to technical support.

Of course, this technology imposes strict (but customizable) limitations. However, it provides a high level of security to computers processing important information.

You can also configure the program control (the name may change) feature such that antivirus program able to block the attempts of untrusted software to change the file types important to you (using extension).

If you detect any suspicious emails, suspicious pages in Internet, please report via telephone number 1400 or e-mail: info@kz-cert.kz.

Внимание! Злоумышленники рассылают троян по электронной почте

Служба реагирования на компьютерные инциденты – KZ-CERT предупреждает о рассылке злоумышленниками электронных писем содержащих ссылки на вредоносные программы.

С сентября 2015 года пользователи Интернета стали получать по электронной почте сообщения, отправителем которых якобы является юридическое лицо, у которого идет налоговая проверка. Письма имеют заголовок «Документы»:

«Здравствуйте!
В нашей компании налоговая проверка. У нас с Вами нет одного договора и счeт-фaктуры.
Огромнейшая просьба подписать, отсканировать и выслать нам сегодня. Архив прикреплен

Ссылка для скачивания файлов: (указаны вредоносные ссылки)
Файлы будут храниться до 24.10.2015».

Перейдя по ссылкам, пользователь автоматически загружает вредоносный файл «Documenti dlya nalogovoi.scr», который имеет иконку документа Word, для введения пользователя в заблуждение, касательно истинного содержимого файла.

Используется расширение файла scr, которое многие пользователи не считают опасным, также не всегда данное расширение (в отличие от .exe и .com) контролируется автоматическими системами контроля (например, контроль скачивания на прокси-сервере и др.).

Многие продукты детектируют объект по имени Cryakl (Criakl) – один из современных троянцев-шифровальщиков.

Этот шифровальщик является весьма опасным, поскольку в настоящий момент не всегда имеется возможность расшифровки зашифрованных им данных.

Перечень расширений файлов, которые подвергаются зашифровыванию данным вредоносным объектом:

113, 1cd, 3gp, 7z, accdb, arj, asm, bak, cdr, cer, cpt, csv, db3, dbf, doc, docx, dt, dwg, fbf, fbk, fbw, fbx, fdb, gbk, gho, gzip, jpeg, jpg, key, keystore, ldf, m2v, m3d, max, mdb, nbd, nrw, nx1, odb, odc, odp, ods, ods, odt, old, orf, p12, pdf, pef, ppsx, ppt, pptm, pptx, pst, ptx, pwm, pz3, qic, r3d, rar, raw, rtf, rwl, rx2, sbs, sn1, sna, spf, sr2, srf, srw, tbl, tib, tis, txt, wab, wps, wps, x3f, xls, xlsb, xlsk, xlsm, xlsx, zip.

Данный образец шифрует файлы офисных приложений (причем, как Microsoft Office, так и OpenOffice), архивы, изображения, файлы баз данных, файлы криптографических ключей (ЭЦП), файлы программы 1С: Предприятие и другие.

Просим проявлять осторожность и не переходить по ссылкам в сообщениях электронной почты, полученных из неизвестных источников.

Если Вы случайно запустили файл, постарайтесь как можно быстрее завершить процесс mail.exe (используя диспетчер задач – Ctrl+Alt+Del -> Запустить диспетчер задач). Если сделать это достаточно быстро, Вы можете уменьшить количество зашифрованных файлов.

После этого (не перезагружая компьютер, так как вредонос автоматически запустится после перезагрузки), нужно установить антивирусную утилиту проверки компьютера, которая устанавливается без перезагрузки (например, Kaspersky Virus Removal Tool или Dr.Web CureIt!) и проверить компьютер.

Если Вы не можете выполнить сложные технические действия на компьютере – после завершения процесса mail.exe обратитесь к техническим специалистам (не выключая и не перезагружая компьютер).

Общие рекомендации по защите данных от воздействия шифровальщиков:

Обязательно использовать антивирусную программу с актуальными базами сигнатур (обновленными базами).

В настоящее время в сутки в мире появляется более 300 тыс. новых вредоносных объектов. Соответственно, если Ваши базы устарели на одну неделю – Ваш антивирус не сможет обнаружить более двух миллионов вредоносных объектов (кроме тех, которые он сможет определить по поведению).

Иметь актуальные резервные копии данных - как файлов документов, так и ключевых баз данных и информационных систем (например, 1С: Предприятие и др.).

Указанные копии хранить отдельно от рабочей системы, на съемном диске, либо на другой машине, к которой не имеется доступа с правами на запись с рабочей машины (чтобы вредонос не смог зашифровать данные на сетевом диске, либо подключенном съемном диске).

Периодичность резервного копирования нужно выбирать в соответствии частотой изменения данных и их ценностью (например, файлы 1С: Предприятия желательно копировать ежедневно).

Не открывать (по крайней мере, на компьютере, имеющем доступ к реальным рабочим данным) файлы, полученные по почте (или скачанные из сети Интернет) из недоверенных источников.

Даже если Вы доверяете отправителю, необычное письмо (на неожиданную тему, которая не обсуждалась ранее, нетипичная для данного отправителя) – должно насторожить Вас (могли взломать аккаунт Вашего коллеги и отправить вредоносный объект от его имени).

Особенно опасны письма, требующие срочных действий (срочно отправить, согласовать, проверить), если они получены от неизвестных Вам отправителей или не соответствуют контексту: Вам никто не говорил о необходимости срочных действий по телефону или иным способом, отличным от электронной почты, но Вы получили письмо с подобными требованиями.

Если Вы работаете с особо важными данными и не можете игнорировать подобные письма (например, Вы обрабатываете входящую почту) – для работы с письмами используйте отдельный компьютер, не подключенный к рабочей сети.

Рекомендации для инженеров, обслуживающих компьютеры:

На прокси-сервере компании запретить переход на сайт http://localstrip.com

Настроить на важных компьютерах технологии защиты по принципу default deny (запрет по умолчанию) – данная технология реализована в большом количестве антивирусных продуктов.

У каждого производителя антивирусных средств эта технология может называться по-разному, если Вы не можете найти в руководстве пользователя (администратора) сведений по настройке – обратитесь в службу технической поддержки.

Конечно, данная технология налагает жесткие (хотя и настраиваемые) ограничения, но она обеспечивает высокий уровень безопасности и подходит для компьютеров, на которых обрабатывается важная информация.

Также можно настроить функцию контроля программ (название может меняться) таким образом, чтобы антивирусная программа блокировала попытки недоверенного программного обеспечения изменить файлы важных для Вас типов (по расширениям).

О любых подозрительных на Ваш взгляд письмах, страницах в интернете просим сообщать на единый короткий номер 1400 или электронную почту info@kz-cert.kz.